Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. (А.С.Макаренко)

четверг, 17 декабря 2015 г.

Проектная деятельность 10 класс

Программа проектной деятельности в 10 А классе.
     Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности  обучающихся является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся. Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности. Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования,  - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счет усвоения определенного количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.                                                                                     
     Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологии, т.к. она  оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие  и расширение  использования проектной технологии напрямую связывается с проблемой изменения эффективности обучения. 
     Проектная и исследовательская деятельность включается в образовательную программу ОУ в соответствии с общеобразовательными стандартами.
    В современной российской школе проектная система обучения начала  применяться  с реформированием школьного образования.
     Проектная учебная деятельность учащихся – представляет собой творческую  учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя.
      Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.
      Практическим результатом учебной проектной деятельности является проект. Слово "проект" (в буквальном переводе с латинского - "брошенный вперед") толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: "Проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование превращается в процесс создания проекта". Т.е. мы имеем ввиду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
      Цели и задачи проектной работы:  выявить влияние радиации на человека и где встречается радиация в доме.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Продуктом проекта будет работа в виде презентации или  презентаций, которые могут быть использованы учителем на своих уроках, а также распространение работы для других учителей.
Все это указывает на то, что идет овладение учеником различных способов деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способности решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях, развитию способности к самостоятельному познанию нового решения жизненных проблем и т.п. То есть речь идет о формировании современных ключевых компетенций.
       Этапы работы над проектом
     Проблематизация является первым этапом работы над проектом - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. Возникает своеобразное "присвоение" учеником проблемы, наделение ее личностным смыслом. Чтобы проблема проекта мотивировала ученика на активную работу, ее цель поначалу должна иметь скрытый характер.
     Целеполагание - второй этап работы. На этом этапе проблема преобразуется в личностнозначимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.
     Планирование - важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы , которыми будут решаться эти задачи. Определить порядок и сроки выполнения работы - разработать график.
     Реализация - это период максимального колебания мотива. Учителю предстоит найти способ поддержания мотива к работе, учитывая личностные особенности своих учеников. По завершению работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести коррективы. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.
     Рефлексия - необходимость оценить, какие изменения произошли в самом авторе, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел.
     Презентация - представление о превращении собственной компетенции в любой форме.
     
Рабочая программа по проектной деятельности рассчитана на 34 учебных часа (1час в неделю).

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности.
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

  Цели и задачи исследования.
 Отличие цели от задач.  Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач    для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.  Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.

Результаты проектной деятельности:

Личностные

У школьников  будут сформированы:
·      учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·      ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
·      способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
·      чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:
·      внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
·      выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
·      устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
·      адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
·      осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные

Школьник научится:
·      планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
·      учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
·      осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
·      оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
·      адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·      различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:
·      в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
·      проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·      самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные
Школьник научится:
·      осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
·      осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·      строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
·      проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
·      устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·      строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:
·      осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
·      записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
·      осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·      осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·      осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
·      строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные
Школьник научится:
·      адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
·      допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
·      учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·      формулировать собственное мнение и позицию;
·      договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·      задавать вопросы;
·      использовать речь для регуляции своего действия;
·      адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:
·      учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·      понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·      аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·      задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
·      осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·      адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
·      адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Структурная логика учебного проектирования
(с точки зрения понятия «учебного проекта» Н.Ю. Пахомовой)

№ п/п
этапа
Задачи
Деятельность
учащихся
Деятельность
педагога, руководителя проекта
1. Инициирующий
Определение конкретной,
причем социально значимой
проблемы: исследовательской, информационной,
практической. В некоторых случаях проблема ставится
перед проектной группой внешним заказчиком.
Определение темы,
уточнение целей.
Выбор рабочей группы.
Мотивирует учащихся,
объясняет цели, наблюдает.
Ставит цели и задачи
обучения, развития, воспитания в контексте темы проекта.

2. Основополагающий
Планирование действий по разрешению проблемы – пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных
действий с указанием результатов, сроков и ответственных.
Определение вида продукта и сроков презентации.
Анализируют проблему, формулируют задачи, определяют источники информации, выбирают критерии оценки результатов, обосновывают свои критерии успеха, распределяют роли в команде, составляют план конкретных действий.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
3. Прагматический
Исследование учащихся
как обязательное условие
каждого проекта. Поиск
информации, которая затем
обрабатывается, осмысливается и представляется
участниками проектной
группы.
Выполняют исследование. Собирают и уточняют
информацию, выбирают оптимальный вариант, уточняют планы
деятельности.
Наблюдает, консультирует, контролирует.
Обобщает новое содержание образования, полученное в результате
работы над проектом.
4. Заключительный
Результатом работы над
проектом является продукт,
который создается участниками проектной группы в
ходе решения поставленной
проблемы.
Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели.
Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта.
5. Итоговый
Представление заказчику и (или) общественности готового продукта, с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы, т. е. презентация продукта.
Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта.
Участвует в коллектив-
ном анализе и оценке
результатов.

Календарно-тематическое планирование
№п\п
Дата
Тема занятия
1.      
01-04.09
Что такое проект?
2.      
07-11.09
Выбор предполагаемых тем для проектов.
3.      
14-18.09
Обсуждение предполагаемых тем для проектов.
4.      
21-25.09
Обсуждение рекомендаций будущим авторам.
5.      
28.09-02.10
Формулирование основных идей и замыслов.
6.      
05-09.10
Обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
7.      
12-16.10
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы.
8.      
19-23.10
Консультации по выбору информации для проектов.
9.      
26-30.10
Систематизация материалов в соответствии с идеей проекта.
10.   К
09-11.11
Систематизация материалов в соответствии с идеей проекта.
11.    
16-20.11
Промежуточные отчеты учащихся.
12.    
23-27.11
Промежуточные отчеты учащихся.
13.    
30.11-04.12
Консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления.
14.    
07-11.12
Консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления.
15.    
14-18.12
Консультации по содержанию учебных проектов.
16.    
21-25.12
Консультации по содержанию учебных проектов.
17.   К
11-15.01
Оформление результатов проектной деятельности.
18.    
18-22.01
Предзащита проектов.
19.    
25-29.01
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
20.    
01-05.02
Формирование групп оппонентов, рецензентов и «внешних» экспертов.
21.    
08-12.02
Подготовка к публичной защите проектов.
22.    
16-19.02
Консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления.
23.    
22-26.02
Консультации по содержанию учебных проектов.
24.    
29.02-04.03
Оформление результатов проектной деятельности.
25.    
07-11.03
Оформление результатов проектной деятельности.
26.    
14-18.03
Предзащита проектов.
27.    
21-25.03
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
28.   К
04-08.04
Конструктивный анализ выполненной работы.
29.    
11-15.04
Конструктивный анализ выполненной работы.
30.    
18-22.04
Предзащита проектов.
31.    
25-29.04
Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
32.    
02-06.05
Формирование групп оппонентов, рецензентов и «внешних» экспертов.
33.    
09-13.05
Защита проектов.
34.    
16-20.05
Подведение итогов работы за год.


    
Литература:
1.     Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
2.     Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.
3.     Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.
4.     Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999.