Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. (А.С.Макаренко)

понедельник, 19 октября 2015 г.

Советы по индивидуальному подходу при подготовке к сдаче ЕГЭ


 Систематизация  информации:  краткие психологические характеристики детей, основные трудности, возникающие у них при сдаче ЕГЭ,  способы поддержки.

Правополушарные дети
Краткая психологическая характеристика:
-          богатое воображение;
-          хорошо развитое образное мышление;
-          прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.
Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ:
-затруднения при необходимости четко логически мыслить;
-трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях;
-деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.
Стратегии поддержки:
-необходимо задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки;
-возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, там, где требуется развернутый ответ.

Дети – синтетики
Краткая психологическая характеристика.
-          опираются в большей степени на общее, а не на частности;
-          мало времени уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.
Основные трудности:
-          трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки;
-          при сдаче ЕГЭ могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.
Стратегии поддержки:
-          при изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные боки и наполнять их конкретным материалом;
-          при работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?
-          в начале работы с тестовым материалом стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться.

Тревожные дети
Краткая характеристика:
-часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное;
-задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли;
-часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности:
-отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Стратегии поддержки:
-нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов;
-создавать ситуацию успеха, поощрения, поддержания.

Неуверенные дети
Краткая характеристика:
-          не умеют опираться на собственное мнение,  склонны прибегать к помощи других людей;
-          хорошо справляются с заданиями по образцу;
-          часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
Основные трудности:
- необходимость опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение.
Стратегии поддержки:
- при работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение. («Как ты думаешь, с чего лучше начинать: с простых или сложных заданий?»)

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации 
Краткая характеристика:
-          обычно эти дети характеризуют как «невнимательных», «рассеянных»;
-          у таких детей часто неустойчивая работоспособность
-          они могут часто отвлекаться.
Основные трудности:
-непроизвольные дети при общем высоком уровне могут нерационально использовать время.
Стратегии поддержки:
-          важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (часы, линейка, указывающая нужную строку и т.д.).

Перфекционисты и «отличники»
Краткая психологическая характеристика:
-          высокая или очень высокая успеваемость;
-          ответственность, организованность, исполнительность;
-          перфекционисты очень чувствительны к похвале, для них характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.
Основные трудности:
-им нужно сделать все, причем безошибочно.
Стратегии поддержки:
-помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным»;
-им необходимо понять, что для получения отличной оценки не необходимости выполнять все задания.

Астеничные дети
Краткая психологическая характеристика:
-высокая утомляемость, истощаемость;
-при утомляемости резко увеличивается количество ошибок.
Основные трудности:
-высокая вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.
Стратегии поддержки:
-оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомился;
-консультация у невролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов

Гипертимные дети
Краткая психологическая характеристика:
-   очень быстрые, энергичные, активные;
-          импульсивны, порой несдержанны;
-          склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности;
-          сниженная учебная мотивация.
Основные трудности:
- «слабое место» гипертимных детей – собранность, концентрация внимания, тщательность и аккуратность.
Стратегии поддержки:
-          необходимо развивать навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания;
-          необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.

Застревающие дети
Краткая психологическая характеристика:
-          они с трудом переключаются с одного задания на другое;
-          им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания;
-          если их начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается.
Основные трудности:
-необходимо быстро переключаться с одного задания на другое;
-актуализировать знания из различных разделов школьной программы.
Стратегии поддержки:
-          Научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания
-          Можно заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене.

Аудиалы и кинестетики
Краткая психологическая характеристика:
-          основная модальность восприятия: аудиальная (слуховая) и кинестетическая (тактильная)
Основные трудности:
-          ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков.
Стратегии поддержки:
-аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух;
-кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом)

Советы родителям:

Как помочь детям подготовиться к экзаменам
© Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
© Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
© Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
© Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
© Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
© Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
© Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
© Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
© Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
© Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
© Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
© Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
© Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

© Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
·      пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
·      внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
·      если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
·      если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Советы выпускникам:
Как подготовиться к сдаче экзаменов
Подготовка к экзамену
·      Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
·      Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
·      Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
·      Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
·      Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
·      Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
·      Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
·      Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
·      Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
·      Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
·      Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
·      В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
·      Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
Во время тестирования
·      В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
·      Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:
·      в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "Х" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
·      в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.
·      в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
·      Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не больше шести.
·      В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
·      При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.
Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения  тестирования.

·      Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
·      Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
·      Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
·      Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
·      Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
·      Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
·      Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
·      Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
·      Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
·      Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Из опыта работы учителя физики ЦО №1071
Лебедевой Ольги Ивановны

Системный подход  в подготовке
 к ЕГЭ по физике.

Распределение заданий экзаменационной работы:
Части
рабо-ты
Число зада-ний
Макси-мальный
первич-ный балл
Процент максимального первичного балла за задания данной части от максималь-ного первичного балла за всю работу, равного 52
Тип заданий
1
А
30
30
57
С выбором ответа
2
В
4
4
8
С кратким ответом
3
С
6
18
35
С развёрнутым ответом

Итого:
40
52
100


           Из анализа заданий очевидно, что для получения высокой оценки, в том числе, ученики должны уверенно выполнять задания с выбором ответа.
           Тест позволяет получить весьма информативный результат проверки благодаря тому, что позволяет охватить содержание большого объёма изученного материала. Кроме того, задания в тесте могут требовать от ученика не только воспроизведения знаний, но и применения их в знакомой и изменённой ситуации, т.е. проявить определённые познавательные или конструкторские творческие способности.
           В вариантах ЕГЭ  24 задания ориентированы на проверку заданий на базовом уровне. Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных законов и понятий, 6 заданий повышенного уровня проверяют умение использовать эти понятия и законы для анализа более сложных процессов.
            Подготовку своих учеников к такой форме проверки знаний я начинаю с самого начала изучения физики – 7 класса.
       На  уроках отвожу  7-10  минут для выполнения теста, включающего 6 заданий:
1.    1  задание предполагает прямое запоминание отдельных знаний и умений,
2.    2-3  задания предполагают знание теории, лежащей в основе изучаемого явления,
3.    4-5  задания проверяют умение применять теорию, пользоваться формулами, производить расчёты.
4.    6  задание носит творческий характер.
         Знание понятий, физических величин и законов нередко бывает формальным, когда ученик не в состоянии  их использовать для решения задач. И наоборот, ученик, бойко решающий расчётные задачи, обнаруживает иногда непонимание физических явлений, не имеет представления о том, откуда взялись формулы, которые он использовал.
Эти сложности необходимо учитывать при  разработке не только заданий с выбором ответа, но и всех проверочных работ.
Уровень сложности заданий теста
Воспроизведение
знаний
Применение знаний
Интегрирование знаний
Применение в незнакомой ситуации, творческие задания



          После того, как ученики сдают специальные тетради для тестов на проверку, сразу же  «по свежим следам» отвечаю на вопросы, комментирую задания, объясняю непонятные элементы теста. Ученик должен уйти с урока с пониманием материала и своих ошибок, чтобы больше их не повторить.  Таким образом,  постепенно и поэлементно диагностируется и корректируется  весь материал темы.  
           Такая систематическая текущая проверка успехов учащихся оказывает большое влияние на уровень их знаний, даёт учителю возможность корректировать материал, исходя из особенностей класса. Так как оценки за тесты выставляются часто и регулярно, то существенно повышается  объективность итоговой оценки.
            Регулярное выполнение заданий с выбором ответа после анализа предыдущих ошибок позволяет их избежать:
·      ответы вида «ни одно из приведённых утверждений неверно» или «все положения в пунктах 1-3 верны» могут быть правильными.
·      некоторые задания содержат лишние данные, поэтому не следует исходить из того, что все они должны быть использованы.

·      необходимо внимательно следить за обозначениями на осях координат в графических задачах.
·      задания на применение физических законов не следует решать просто интуитивно, нужно применить физический закон и проверить свою интуицию и т.д.

  Постепенно ученики усваивают методику написания тестов, учатся контролировать отведённое время.


Комментариев нет: