Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. (А.С.Макаренко)

четверг, 17 декабря 2015 г.

КЗС 10 класс

Программа индивидуально-групповых занятий в 10 классе.
Пояснительная записка.
В учебном процессе реализация взаимосвязи между предметами исключает формализм при изучении материала, способствует более глубокому пониманию его учащимися, развитию познавательного интереса школьников.
Непонимание школьниками и абитуриентами какого-либо вопроса из курса физики или неумение решить физическую задачу, часто связаны с недостаточным развитием  навыков анализа функциональных зависимостей, составления и решения математических уравнений, неумением проводить алгебраические и геометрические преобразования.
Поэтому в настоящее время к числу актуальных вопросов физического образования относится умение решать физические задачи. Решение физических задач – один из основных методов обучения физике.
Введение данных индивидуально-групповых занятий по предмету обусловлено тем, что успешность обучения окончательно обеспечивается только при закреплении и углублении знаний и умений. Индивидуальное рассмотрение проблемных вопросов курса физики 10-го класса учащимся, способствует формированию таких качеств личности как целеустремленность, настойчивость, формированию творческих способностей.
Целью данных занятий является углубление знаний учащихся, формирование мотивационной основы для осознанного подхода к изучению учебного материала.
Основные цели курса заключаются в том, чтобы, учитывая индивидуальность учащегося обеспечить усвоение им программного материала, расширить и углубить знания по предмету физика, а также показать немаловажную роль математики в решении физических проблем, раскрыть взаимосвязанность естественнонаучных дисциплин как следствие единства материального мира.
Суть занятий ИГК заключается в повторении либо изучении соответствующих вопросов курса математики и применении полученных знаний к решению физических задач, описанию физических явлений и процессов.
На занятиях также продолжается межпредметная связь физики с географией, биологией, химией, историей, литературой, искусством, спортом, военным делом.
Поэтому важнейшей целью ИГК научить учащихся пользоваться самостоятельно необходимой литературой, находить материал в интернете.
Программа согласована с содержанием программы основного базового курса физики 10 класса.
Тип занятий – консультационный, лекторский.
В процессе работы по изучению данного курса решаются следующие задачи:
  • умение анализировать, приводить в систему ранее полученные знания, использование различных подходов к решению задачи.
  • элементами исследовательских процедур при решении практических задач, творческих заданий.
  • формирование у школьников умений самостоятельно применять знания.
  • умение применять различные способы решения одной и той же задачи.
  • проводить анализ полученного решения, ответа.
  • развитие творческих способностей.
  • умениями работать индивидуально, в паре, в группе.
Данная программа общим объемом в 34 часа изучается в 10 классе по учебнику: Мякишев  Г.Я., Буховцев  Б.Б., Сотский  Н.Н.   Физика 10 класс, - М.: Просвещение, 2011.

Содержание курса.
В темах «Кинематика» и «Динамика»  повторяя изученное в предыдущих классах и на уроках, продолжить рассматривать вопросы вышедшие за рамки курса предмета на уроке: решение задач на среднюю скорость, графическое решение задач(координата, скорость, ускорение от времени), законы сохранения механической работы и импульса. 
Основная идея раздела «Молекулярно-кинетической теории» - обоснование теории дискретного строения вещества и поведения множества беспорядочно движущихся частиц. Вводимые статистические идеи находят свое развитие при рассмотрении основного уравнения молекулярно-кинетической теории идеального и реального газов, статистической трактовки причин необходимости тепловых процессов и далее – при изложении электронной теории проводимости, квантовой оптики, физики атома и ядра. Большое внимание обращается на графическое решение изопроцессов.
Термодинамические основы тесно связаны с рассмотрением ранее молекулярно-кинетической теории; сделано это при введении понятия о внутренней энергии, теплоемкости газов и твердых тел, необратимости тепловых процессов и т. д. При изучении этой темы следует показать равносильность различных формулировок второго закона термодинамики и доказать невозможность полного превращения в работу того количества теплоты, которое получено от нагревателя рабочим телом в циклическом процессе.
В теме «Основы электродинамики» рассматриваются стандартные вопросы, излагаемыми в школьных учебниках.
Изложение материала «Электрический ток в различных средах» вводится на основе классической электронной теории. При этом отмечаются ее недостатки и указываются, какие результаты дает квантовая теория проводимости металлов. Предполагается анализ  механизма возникновения свободных носителей электрического заряда в растворах электролитов, газах, вакууме, полупроводниках.
При изучении каждой темы предполагается обращать большое внимание на решение задач требуемых на вступительных экзаменах в вуз.
Методическая литература:

1.     Горлова Л.А.Сборник комбинированных задач по физике: 10-11 классы.-М.: ВАКО, 2011 г.,
2.     ЕГЭ 2010.Физика: сборник экзаменационных заданий/авт.сост.Демидова М.Ю., Нурминский И.И. – М.: Эксмо,2010;
3.     Коршунова Л.И. Механика: Кинематика: Пособие по физике. –М,:Контур-М,2008;
4.     Коршунова Л.И. Механика: Динамика: Пособие по физике. –М,:Контур-М,2008;
5.     Коршунова Л.И. Молекулярная физика: Основы МКТ: Термодинамика: Пособие по физике. –М,:Контур-М,2004;
6.     Коршунова Л.И. Электростатика: Пособие по физике. –М,:Контур-М,2008;
7.     Коршунова Л.И. Электродинамика:Пособие по физике. –М,:Контур-М,2008;


Календарно-тематическое планирование ИГК в 10 классе:

МЕХАНИКА
Кинематика
1.     
Сложение векторов.
2.     
Путь и перемещение при ПРД.
3.     
Средняя скорость.
4.     
Относительное движение.
5.     
Прямолинейное равноускоренное движение.
6.     
Графики х(t), v(t) и а(t).

Динамика

7.     
Сила тяготения. Сила упругости. Сила трения.
8.     
Вес тела.
9.     
Законы Ньютона.
10. 
Движение связанных тел.
11. 
Движение тела, брошенного с горизонтальной земле скоростью.
12. 
Движение тела, брошенного со скоростью, направленной под углом к горизонту.
13. 
Колебательное движение материальной точки. Равномерное движение точки по окружности.

Законы сохранения

14. 
Решение задач на закон сохранения импульса.
15. 
Работа силы. Потенциальная и кинетическая энергия.
16. 
Закон сохранения механической энергии.
17. 
Комбинированные задачи на законы сохранения в механике

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА
         МКТ

18. 
Размеры молекул.
19. 
Основное уравнение МКТ.
20. 
Уравнение Клайперона - Менделеева
21. 
Изопроцессы.

Термодинамика 

22. 
Первый закон термодинамики.
23. 
Тепловые двигатели, КПД.

Твердое тело

24. 
Уравнение теплового баланса.  
25. 
Механические свойства твердых тел.

Механические и звуковые волны 

26. 
Волны и их характеристики.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (электростатика)

27. 
Закон Кулона. Принцип суперпозиции электрических полей.
28. 
Напряженность однородного электрического поля. Потенциал и разность потенциалов
29. 
Движение заряженной частицы в однородном электрическом поле.
30. 
Плоский конденсатор.
31. 
Электрический ток в средах.
32. 
Повторение кинематики.
33. 
Повторение динамики.
34. 
Повторение электростатики.