Программа индивидуально-групповых
занятий в 10 классе.
Пояснительная
записка.
В учебном процессе реализация взаимосвязи между
предметами исключает формализм при изучении материала, способствует более
глубокому пониманию его учащимися, развитию познавательного интереса
школьников.
Непонимание школьниками и абитуриентами какого-либо
вопроса из курса физики или неумение решить физическую задачу, часто связаны с
недостаточным развитием навыков анализа функциональных зависимостей,
составления и решения математических уравнений, неумением проводить
алгебраические и геометрические преобразования.
Поэтому в настоящее время к числу актуальных вопросов
физического образования относится умение решать физические задачи. Решение
физических задач – один из основных методов обучения физике.
Введение данных индивидуально-групповых занятий по
предмету обусловлено тем, что успешность обучения окончательно обеспечивается
только при закреплении и углублении знаний и умений. Индивидуальное
рассмотрение проблемных вопросов курса физики 10-го класса учащимся,
способствует формированию таких качеств личности как целеустремленность,
настойчивость, формированию творческих способностей.
Целью данных занятий является углубление знаний учащихся,
формирование мотивационной основы для осознанного подхода к изучению учебного
материала.
Основные цели курса заключаются в том, чтобы, учитывая
индивидуальность учащегося обеспечить усвоение им программного материала,
расширить и углубить знания по предмету физика, а также показать немаловажную
роль математики в решении физических проблем, раскрыть взаимосвязанность
естественнонаучных дисциплин как следствие единства материального мира.
Суть занятий ИГК заключается в повторении либо
изучении соответствующих вопросов курса математики и применении полученных
знаний к решению физических задач, описанию физических явлений и процессов.
На занятиях также продолжается межпредметная связь
физики с географией, биологией, химией, историей, литературой, искусством,
спортом, военным делом.
Поэтому важнейшей целью ИГК научить учащихся
пользоваться самостоятельно необходимой литературой, находить материал в
интернете.
Программа согласована с содержанием программы
основного базового курса физики 10 класса.
Тип занятий – консультационный, лекторский.
В процессе работы по изучению данного
курса решаются следующие задачи:
- умение анализировать, приводить в систему ранее полученные знания,
использование различных подходов к решению задачи.
- элементами исследовательских процедур при решении практических задач,
творческих заданий.
- формирование у школьников умений самостоятельно применять знания.
- умение применять различные способы решения одной и той же задачи.
- проводить анализ полученного решения, ответа.
- развитие творческих способностей.
- умениями работать индивидуально, в паре, в группе.
Данная программа общим объемом в 34 часа изучается в 10
классе по учебнику: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский
Н.Н. Физика 10 класс, - М.:
Просвещение, 2011.
Содержание курса.
В темах «Кинематика» и «Динамика» повторяя изученное в предыдущих классах и на
уроках, продолжить рассматривать вопросы вышедшие за рамки курса предмета на
уроке: решение задач на среднюю скорость, графическое решение задач(координата,
скорость, ускорение от времени), законы сохранения механической работы и
импульса.
Основная идея раздела «Молекулярно-кинетической
теории» - обоснование теории дискретного строения вещества и поведения
множества беспорядочно движущихся частиц. Вводимые статистические идеи находят
свое развитие при рассмотрении основного уравнения молекулярно-кинетической
теории идеального и реального газов, статистической трактовки причин
необходимости тепловых процессов и далее – при изложении электронной теории
проводимости, квантовой оптики, физики атома и ядра. Большое внимание
обращается на графическое решение изопроцессов.
Термодинамические основы тесно связаны с рассмотрением
ранее молекулярно-кинетической теории; сделано это при введении понятия о
внутренней энергии, теплоемкости газов и твердых тел, необратимости тепловых
процессов и т. д. При изучении этой темы следует показать равносильность
различных формулировок второго закона термодинамики и доказать невозможность
полного превращения в работу того количества теплоты, которое получено от
нагревателя рабочим телом в циклическом процессе.
В теме «Основы электродинамики» рассматриваются
стандартные вопросы, излагаемыми в школьных учебниках.
Изложение материала «Электрический ток в различных
средах» вводится на основе классической электронной теории. При этом отмечаются
ее недостатки и указываются, какие результаты дает квантовая теория
проводимости металлов. Предполагается анализ
механизма возникновения свободных носителей электрического заряда в
растворах электролитов, газах, вакууме, полупроводниках.
При изучении каждой темы предполагается обращать
большое внимание на решение задач требуемых на вступительных экзаменах в вуз.
Методическая литература:
1.
Горлова Л.А.Сборник комбинированных задач по
физике: 10-11 классы.-М.: ВАКО, 2011 г.,
2.
ЕГЭ 2010.Физика: сборник экзаменационных
заданий/авт.сост.Демидова М.Ю., Нурминский И.И. – М.: Эксмо,2010;
3.
Коршунова Л.И. Механика: Кинематика: Пособие по
физике. –М,:Контур-М,2008;
4.
Коршунова Л.И. Механика: Динамика: Пособие по
физике. –М,:Контур-М,2008;
5.
Коршунова Л.И. Молекулярная физика: Основы МКТ: Термодинамика:
Пособие по физике. –М,:Контур-М,2004;
6.
Коршунова Л.И. Электростатика: Пособие по
физике. –М,:Контур-М,2008;
7.
Коршунова Л.И. Электродинамика:Пособие по
физике. –М,:Контур-М,2008;
Календарно-тематическое планирование ИГК в 10 классе:
МЕХАНИКА
Кинематика
1.
|
Сложение
векторов.
|
2.
|
Путь
и перемещение при ПРД.
|
3.
|
Средняя
скорость.
|
4.
|
Относительное
движение.
|
5.
|
Прямолинейное
равноускоренное движение.
|
6.
|
Графики х(t), v(t)
и а(t).
|
Динамика
7.
|
Сила
тяготения. Сила упругости. Сила трения.
|
8.
|
Вес
тела.
|
9.
|
Законы
Ньютона.
|
10.
|
Движение
связанных тел.
|
11.
|
Движение
тела, брошенного с горизонтальной земле скоростью.
|
12.
|
Движение
тела, брошенного со скоростью, направленной под углом к горизонту.
|
13.
|
Колебательное движение материальной точки.
Равномерное движение точки по окружности.
|
Законы
сохранения
14.
|
Решение
задач на закон сохранения импульса.
|
15.
|
Работа
силы. Потенциальная и кинетическая энергия.
|
16.
|
Закон
сохранения механической энергии.
|
17.
|
Комбинированные задачи на законы сохранения
в механике
|
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА
МКТ
18.
|
Размеры
молекул.
|
19.
|
Основное
уравнение МКТ.
|
20.
|
Уравнение
Клайперона - Менделеева
|
21.
|
Изопроцессы.
|
Термодинамика
22.
|
Первый
закон термодинамики.
|
23.
|
Тепловые
двигатели, КПД.
|
Твердое тело
24.
|
Уравнение теплового
баланса.
|
25.
|
Механические
свойства твердых тел.
|
Механические и
звуковые волны
26.
|
Волны
и их характеристики.
|
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (электростатика)
27.
|
Закон Кулона.
Принцип суперпозиции электрических полей.
|
28.
|
Напряженность однородного
электрического поля. Потенциал и разность потенциалов
|
29.
|
Движение
заряженной частицы в однородном электрическом поле.
|
30.
|
Плоский конденсатор.
|
31.
|
Электрический ток в средах.
|
32.
|
Повторение кинематики.
|
33.
|
Повторение динамики.
|
34.
|
Повторение электростатики.
|